Среда, 09.10.2024, 16:06Приветствую Вас Гость

Ильинская Церковь, г. Апрелевка

Статьи

Главная » Статьи » Общая

Что есть Христианство?
ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО?
Для начала хочу остановиться на том, чем христианство не является. В лучших традициях риторики назову ровно три заблуждения относительно природы христианства и назову их в последовательности, которая вскоре станет понятна.Во-первых, христианство – это не закон. Даже светские религиоведы знают, что христианство – это не религия закона, но удивительнейшим образом этого не знают многие христиане.Дело не только в том, что для многих христиан христианство – это список заповедей и запретов принадлежность к христианству – это следование этому списку. Проблема шире. Закон как тип религиозности – это определенный способ мышления, когда благочестие опирается на подчинение внешнему авторитету, вследствие чего человек избавляется от необходимости самостоятельно думать и принимать решения.Существует заблуждение, заключающееся в том, что человек стремится к свободе. Отнюдь! Человек стремится к рабству и бежит от самостоятельности. В «Теологическом энциклопедическом словаре» под редакцией У. Элвелла в статье о Рудольфе Бультмане говорится:«Согласно Бультману, человек делает массу усилий, лишь бы убежать от того факта, что он – ответственное существо, принимающее решения. Часто он живет в рамках мертвых традиций, охотно уступает свое право (а мы бы сказали – обязанность – А.Д.) на решения всевозможным законническим этическим системам… тем самым отказываясь от всякой ответственности. Так человек становится «неподлинным» и утрачивает свое «я». Бультман полагает, что когда Новый Завет говорит о человеке как о «грешнике», который подвержен «смерти», подразумевается именно эта «неподлинность».Во-вторых, христианство – это не догматика. Отождествление христианства с догматикой – самое распространенное заблуждение. И даже те люди, которые знакомы с современной богословской мыслью и для которых это утверждение не является чем-то абсолютно новым, настолько привыкли к данному отождествлению, что на практике в своем мышлении они по привычке продолжают находиться в плену этого заблуждения.Мы все привыкли к тому, что есть догматы важные и неважные, догматы, от которых зависит наше спасение и от которых не зависит. Но правда заключается в том, что спасение не может зависеть ни от каких догматов.Вот что интересно. У евреев не было догматики. У них была история. Наше богословие выражается прилагательными: «Бог вездесущий, всемогущий, всеведущий…» Богословие евреев выражалось глаголами: «Бог избрал, Бог вывел…» И далее – в Новом Завете: «Бог воскресил…»Сегодня церковь нуждается в повествовательном богословии, которое бы и по форме и по содержанию отличалось от того, к чему мы привыкли. Ибо то, что считается важным в традиционалистской христианской догматике, не было таковым для Иисуса и наоборот.Догматика, разумеется, очень важна, но она играет подчиненную роль. Догматика – это язык, на котором церковь обращается к миру. И горе нам, если этого языка мир не понимает или если этот язык миру ничего не говорит.Иисус вообще не говорил догматами. Догматы имеют абстрактную форму, а Иисус говорил только конкретные вещи. Догматика возникла тогда, когда появилась нужда христианскую весть сообщить грекам и римлянам с их абстрактно-философским мышлением, с платоновским приоритетом абстрактной идеи.В третьих, христианство – это не мораль. В предыдущем пункте было «вероучение», а здесь у нас «нравоучение» (не в том ли разрешение проблемы, что христианство – вообще не учение?). Представление о христианстве как о нравоучении – самое позднее из трех разбираемых заблуждений.Первое возникло в апостольские времена и много крови попортило Павлу, второе возникло в эллинистический святоотеческий период, а третье – в XIX веке. Данное заблуждение довольно распространено сейчас, хотя, вероятно, не так сильно, как второе.Вот что интересно: эти три заблуждения последовательно идут друг за другом не только в хронологическом порядке, но и в порядке возрастающей «изящности и утонченности». Действительно, если первое заблуждение чрезвычайно грубо и им могут прельститься люди необразованные, второе заблуждение – для среднего большинства, то третье – для избранных интеллектуалов. Но все три суть заблуждения.Мораль тоже хорошая вещь, но христианство к ней не сводится. Многие религии имеют схожую мораль. Не так много религиозных учений (и это мягко сказано), которые призывали бы к подлости, насилию и разврату. Более того, можно быть неверующим, но высокоморальным человеком. Вероятно, ничто так не обессмысливает христианство, как сведение его к морали, хотя моральная составляющая есть и всегда будет в христианстве.Весьма интересно остановиться на разнице между моралью и законом. Требования закона (закона в религиозном смысле) не обосновываются рационально и не нуждаются в таком обосновании. Моральное требование обязательно обосновывается рационально. Если такого обоснования нет, то требование, выставляющее себя моральным, на деле является законническим.Это важно понимать. В фундаменталистской религиозности совершенно не учитывается эта разница. Для фундаменталиста грех является тем более страшным, чем менее его греховность можно объяснить. Это удивительное наблюдение!Сказав о том, чем не является христианство, перейдем к тому, чем оно является. Есть смысл разделить этот вопрос на две части: чем является христианство по форме и чем – по содержанию.По форме христианство – это Рассказ. Именно так оно представлено в Библии. Только в наше время великие богословские умы вернулись к пониманию этой простой истины. Но вернуться к ней должны и мы – простые христиане. Как мы привыкли пересказывать догматы о Боге и Христе! Догматы, созданные совсем в другие времена совсем для других людей, догматы, имеющие косвенное отношение к библейскому рассказу.Но неразумно так цепляться за догматы и так пренебрегать Рассказом. Догматы имеют ужасную способность обессмысливаться, Рассказу это грозит гораздо в меньшей степени. Причина проста – абстрактность догматов и конкретность Рассказа; идеальность догматов и «материальность» событий Рассказа.Не стоит ли нам пересмотреть способ изложения нашего вероучения и способ обращения с вестью о Христе к неверующему? Мы предлагаем неверующему некие догматические утверждения, которые он должен принять, чтобы спастись. (Каким образом человек спасается путем принятия теоретических утверждений – тайна, покрытая непроглядным мраком.) А что если просто рассказать человеку о жизни и делах Иисуса?Мы по своей косности думаем, что это только для младшего класса воскресной школы – какое заблуждение! Церковь такое значение придает догматам IV века, но слова и дела церкви зачастую сильно расходятся со словами и делами Иисуса, и происходит это по той причине, что догматы оказываются для нас важнее.Что же такое христианство по содержанию? Здесь я намерен рассказать рассказ – рассказ о своей ситуации, в которой я получил откровение, явившееся для меня ответом на вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи.В один прекрасный момент своей жизни я совершенно реально оказался перед вопросом о том, что такое христианство. К тому времени я был христианином довольно долгое время и полагал, что неплохо «ориентируюсь в ситуации». Я изучал богословие и читал многие умные книги, о которых говорят, что от них «теряют веру». Со мной такого не случалось. Мое мировоззрение менялось, но вера моя не терялась ни от какой книги.Хотя книги эти вывели меня из-под влияния той простодушной религиозности, которая именуется на богословском языке фундаментализмом и считается верой самой благочестивой, хоть таковой и не является. Но вот и на меня свалилась книга, которая должна была пошатнуть мою богословскую картину мира. Книга эта была «Иисус и победа Бога» Н.Т. Райта.Благодаря этой книге, которая произвела на меня столь деструктивное воздействие (хотя я, разумеется, советую прочитать ее всем), я стал понимать многие слова и деяния Христа, но я перестал понимать, что такое христианство. Почему так случилось?Прежде всего, я, разумеется, не перестал в тот момент понимать, в чем заключается традиционная христианская догматика или чем одна конфессия отличается от другой. Но, читая книги по библейскому богословию, убеждаешься в том, как сильно существующее христианство отличается от того, что мы видим в Библии.В этом плане книга Райта всего лишь сообщила мне некое понимание, которое уже не смогло вписаться в мою богословскую картину мира, хотя отличие существующего христианства от христианства библейского мне было известно и раньше. Вероятно, степень этого отличия впервые поразила меня именно после Райта.Еще одно воздействие данной книги выразилось в том, что я стал хорошо понимать слова Христа в то время и в том месте, но при этом перестал понимать, что они значат для меня сейчас. Мы очень привыкли к мысли о том, что Христос говорил вневременные истины и говорил их «в безвоздушном пространстве», то есть без привязки к конкретной исторической ситуации. Н.Т. Райт показал эту привязку и так сильно показал, что это и лишило меня понимания современного значения слов Христа.Когда Иисус говорит: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, пройди два», – подразумевается конкретная ситуация с римским солдатом, который имел право заставить еврея нести его поклажу на расстояние одного поприща. Но это простой и общеизвестный пример. Но ведь и подставление щеки – тоже в контексте противостояния римлянам. И так – вся весть Иисуса от начала и до конца: там ничего не висело в безвоздушном пространстве.Позволю себе только один миниатюрный пересказ некой информации из Райта. Данный автор совершенно правильно напоминает нам о том, что, кроме всего прочего, Иисус – это еще и величайший пророк Израиля. Величайшее же пророчество Иисуса – это пророчество о величайшей катастрофе Израиля – о разрушении Храма. Для современного же христианина подобные вещи просто как-то скрадываются при чтении Библии. Образ Храма на самом деле стоял в центре вести Иисуса. Фигурировал этот образ и в обвинении, приведшем к казни Иисуса…Итак, я стал понимать, что эти слова означали тогда, но я перестал понимать, что такое христианство и более того – почему я должен быть христианином. Такая сильнейшая временная привязка Иисуса к тому историческому контексту, как это ни странно, смутила меня. Странно, потому что теоретически я был подготовлен к восприятию такой информации, ибо я понимал, что откровение Божье никогда не звучит в безвоздушном пространстве и всегда привязано к конкретной ситуации. Но эта подготовленность оказалась важной для принятия мною того откровения, о котором сейчас и пойдет речь.Однажды я поведал своему пастору о моих сомнениях, но пастор ничего не смог мне ответить. (Потом, когда я делился с ним своим откровением, он сказал, что на подобные вопросы и не мог ответить человек – на них мог ответить только Бог и Он на них ответил.) В тот же день после разговора с пастором я грустно рассуждал о том, что не вижу никакой привязки к своей жизни, к своей ситуации тех слов Иисуса, которые занимали столь важное место в Его проповеди.Он сказал величайшее пророчество в истории Израиля и вот – даже это величайшее пророчество о разрушении Храма ничего не говорит мне. Я не еврей, живу я не в первом веке, Храм разрушен, но что мне до того? В ту минуту, когда я рассуждал таким образом, я получил удивительное сверхъестественное откровение. Я получил его за одну секунду – полностью, со всем объяснением и со всеми нюансами. Если сейчас «развернуть» эту одну секунду, то содержание этого откровения можно передать следующим образом.Да, Христос сказал величайшее пророчество о разрушении Храма, и это пророчеств сегодня звучит в твоей жизни и оно актуально для тебя, ибо ТЫ находишься перед лицом разрушения своего храма. Это пророчество звучит для каждого человека, ибо в жизни каждого человека заложена эта величайшая катастрофа.Еврей смысл своей жизни видел только в контексте своей принадлежности к Израилю. Храм же – это средоточие жизни Израиля, это гарантия того, что «с нами Бог». «У нас Храм Господень», – говорили евреи, подразумевая то, что они полностью защищены Богом от поражения. Храм – это жилище Божье, следовательно, это защита Израиля как народа, избранного единым истинным Богом.И вот приходят язычники и разрушают Храм. Это катастрофа! Это потеря смысла жизни для Израиля и для каждого еврея в отдельности. Это величайшая катастрофа в истории Израиля. И Христос предсказал эту катастрофу не только словами, но и пророческим действием – «очищением Храма», которое, с точки зрения Райта, символизировало его будущее разрушен е. Пророки еврейские совершали различные странные действия – был такой язык действий у пророков, и человек, вошедший в храм и опрокидывающий там предметы, разгоняющий людей и т. д., должен был пророчески символизировать разрушение Храма.Но пророчество об этой катастрофе звучит из уст Господа в жизни каждого человека. В один ужасный момент это я могу лишиться смысла жизни, это мой мир может быть разрушен.В конце концов, я смертен. И смерть заложена в мою жизнь с момента моего рождения. Но не только смерть. Храм может быть разрушен еще до смерти. В моей жизни может быть разрушено то, что кажется мне незыблемым. Это может быть мой идол, а свойство идолов таково, что они должны пасть. Человек стоит перед лицом обессмысливания, которое может проявляться в разных формах, и смерть – заключительное проявление этого обессмысливания.Но Господь обращается к нам не только с вестью об этой катастрофе, но и с ответом на нее. Он Сам – ответ на эту весть о разрушении нашей жизни. Он Сам – жизнь. Весть первых христиан заключалась просто в том, что Христос воскрес. Именно таково окончание Рассказа. Это победа над смертью.Воскресение Христа – это ответ на нашу смертность. Как и Сам Бог, Который есть смысл бытия как такового, который есть Само Бытие, является ответом на уничтожение бытия через его обессмысливание.Бог – это единственный ответ на обессмысливание жизни. Это единственный ответ на разрушение нашего храма. Христианство по своему содержанию – это весть о жизни, побеждающей смерть, весть о Боге, побеждающем абсурдность и обессмысливание.Христа обвиняли в том, что он желает разрушить Храм и в три дня создать новый. Что ж? Господь – это подлинный Храм, а воскресение Христа – созидание этого Храма. Если раньше воскресение было для меня одним из догматов, в которые «нужно верить», то теперь для меня оно стало Событием Откровения, каковым и должно быть для христианина.Вот что говорится о новом небе и новой земле и новом Иерусалиме: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Отк. 21:22). Это не просто красивый образ. Глубина этого образа поразительна!Следует подчеркнуть, что данный текст – не аллегорическая проповедь. Обращение к разрушению Храма – это не аллегорический прием. И это очень важно понимать.Следует остановиться на природе откровения. Дело в том, что никогда Божье откровение не звучит вне конкретной исторической ситуации (или вне конкретной жизненной ситуации конкретного человека). У Бога действительно есть вечные истины, но они не могут быть сброшены нам на землю, как кирпичи.Откровение – это всегда воплощение. Павел писал: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).События еврейской истории – образы не в смысле «аллегория», а в более глубоком смысле – воплощение Божьего откровения в конкретной ситуации. Вечные Божьи истины выражаются в конкретной форме в конкретной ситуации.И разрушение Храма – такой Образ (с большой буквы), в котором воплотилось Божье откровение о вечной человеческой экзистенциальной ситуации потери смысла. Поэтому четкая привязанность проповеди Христа к его историческому контексту нас не должна смущать.Если это было Божье откровение, то оно является таковым и сейчас, и мы можем его услышать, но, вероятно, уже на своем языке, а Бог не молчит никогда (за исключением того случая, когда Его молчание является формой Его речи к нам).Итак, христианство по форме – Рассказ, по содержанию – это философия жизни, это отношение к жизни как к величайшей ценности, это весть о Боге, Который есть жизнь и Гарант смысла жизни. Обратите внимание, что я не сказал ничего нового. Все это было в христианстве всегда, но зачастую это заслонено от нас мертвой догматикой.В заключение хочется высказать еще одну мысль. Выше я сделал предположение, что христианство – это не «учение». Конечно же, в самом этом слове нет ничего плохого, но для нас оно прочно ассоциируется с догмой, иными словами – с теорией.В истории христианства был момент, когда оно перестало передаваться как Радостная Весть о реальном историческом событии, а стало распространяться как абстрактная вероучительная информация о «неземных» неизменных сущностях.Вместе с тем, в греческом оригинале Нового Завета христианство называется удивительным словом – «Путь» (οδός). И уж конечно там нет слова «религия», к которому мы так привыкли. По сути, христианство согласилось с навязанным ему статусом одной из религий, коих в мире много. А религия – не что иное, как одна из форм идеологического сознания со всеми вытекающими отсюда последствиями.Более того, критики христианства совершенно справедливо заметили, что оно превратилось не просто в одну из многочисленных религиозных идеологий, но в религию смерти, в ее служанку, обслуживающую человеческий страх перед смертью, ибо акцент на загробной жизни заслонил в христианстве весть о жизни как таковой.Сегодня есть смысл пересмотреть привычное восприятие христианства как одной из религий. Религия есть совокупность религиозного культа, религиозной организации и религиозной догматики. Если христианство отождествляет себя просто с этими тремя составляющими и абсолютизирует эти составляющие, то, вероятно, оно остается просто религией.Но, признав условность, неабсолютность этих «трех столпов» и обратившись к чему-то, возвышающемуся над привычной религиозной формой, Христианство (с большой буквы, то есть подлинное Христианство) может претендовать на нечто большее, а именно на данное ему в Библии звание Пути – жизненного Пути, включающего в себя осознание глубинной осмысленности жизни, принятие этой жизни как величайшей ценности, реалистическое и одновременно оптимистическое отношение к ней, признание красоты бытия как такового и умение видеть в нем красоту самого Творца.Алесь ДУБРОВСКИЙ
Категория: Общая | Добавил: Spiritus (21.09.2009)
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Общая [9]
разное
Форма входа
Поиск
Друзья сайта