Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. (Матф.16:4)
Чудеса, чудесные видения, что-то необычное и поражающее воображение, вот с чем обычно ассоциируется у современного человека религия; причем практически любая. В таком виде, современный человек, готов принимать и терпеть ее, этакий своеобразный цирк чудес: посмотреть по телевизору схождение Благодатного Огня в праздник Пасхи, с замиранием сердца следить за тем как бурятский шаман протыкает себя спицей насквозь, или как какой-нибудь очередной «потомственный колдун» эффектно левитирует при свечах… И религиозное чувство удовлетворенно, «так я и думал: несомненно что-то «высшее» есть». Но на большее религия претендовать не имеет права. Отдать одну свою рубашку бедному? и потом что?- ходит в одном и том же?!. Поделиться едой? так ведь самому витаминов не хватает. Посетить заключенного в тюрьму? а за что?!- он сам виноват, что туда попал, поделом ему. Э, нет, это все «попы придумали»… а вот что-то у меня нога болит, где там у нас икона мироточит?.. Но это все болезнь нецерковного общества, а есть еще и наш внутренний недуг. Неосознанно – болезненная тяга к чуду, мы готовы ехать на другой конец Московской области только чтоб своими глазами увидеть, как мироточит буквально целая квартира с иконами. При этом нас не смущает тот факт, что среди каноничных икон стоят и иконы Григория Распутина и Ивана Грозного, что там же обретаются фотографии (они тоже мироточат) совершенно незнакомых (и как потом выясняется, совершенно живых) людей, ведь чудо же! Мироточат буквально все изображения находящиеся там, и главное – благодать… С благодатью, кстати, вообще сложно, ее нельзя пощупать, прикоснуться, она почти всегда остается субъективным ощущением личности. Если же кто не чувствует ее, так это потому, что он недостоин, маловер. То, что многие сегодня называют благодатью, зачастую есть только душевные переживания, обусловленные необычностью видимого, слышимого и обоняемого, то есть, всего того, что воздействует на наши чувства, расчитанно на нашу впечатлительность. Тут же нам нашепчут, что и бесов здесь изгоняют, на днях кто-то приезжал, отчитывал… Может быть так оно и было, вот только: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22), но нет, это не про нас, разве может это быть про нас? Все вышеописанное действительно имеет место в военном городке Клин-9, все иконы, как впрочем, решительно все изображения в квартире источают маслянистую жидкость. Там и встретятся наши нецерковные искатели чудес с церковными и там же узнают про «святого старца Григория» и т.д. (икона-то мироточит), а что Церковь не признает, так это потому, что от Бога отступили. Вот уже почти и раскол готов. На прошедшем 27 января 2005г. круглом столе, посвященном проблеме описания чудес в РПЦ, благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов заявил, что никакого отношения к Церкви, все, что происходит в этой частной квартире, не имеет. Хозяйка выгнала членов церковной комиссии, приехавшей для вынесения оценки происходящему. Характерно также то, что мироточение прекращается после того, как иконы приносят в православный храм. Так почему же мы так легковерны? Разве не написано в Писании, что «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 14-15). Разве не увещевает нас апостол: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Для нас всегда чудо является свидетельством истинности и мы забываем , что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24:24). «Но постойте - говорим мы себе - то ведь будут лжечудеса, а здесь же и Господь, и Богоматерь на иконах». Вот что говорит св. Игнатий Брянчанинов в своем труде «О чудесах и знамениях»: «Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины (…) достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самих избранников Божиих». В свете всего вышесказанного интересно заметить, что икона призвана свидетельствовать о красоте неземного мира, она окно в этот мир, как может свидетельствовать о красоте образ, который залит кровью? (Это тоже имеет место в том же городке Клин-9) Когда нельзя различить лика? Вероятно, сегодня пришло время понять, что чудо само по себе не является гарантией истинности явления, это может быть и обман. Но как же отличить истину от лжи? Может быть, сознавая свою духовную неопытность, лучше вообще не гонятся за чудесами? Господь, когда творил чудеса всегда делал это не для того чтобы произвести впечатление, наоборот – Он старался скрыть их, но всегда Его деяния были направлены на помощь страдающим людям. Все святые отцы, которым был дан Богом дар чудотворения, старательно это скрывали, а подчас вообще просили Господа, чтобы Он отнял от них этот дар. Нам следует понять и увидеть, а действительно ли чудо необходимо? Мы уже не хотим видеть свои грехи, зато хотим видеть чудеса. Мы забываем, что Бог не источник чудес в собственном смысле; Бог есть любовь (1Иоан.4:8). И именно любовь должна служить критерием истинности чуда, и именно любовь и есть самое главное чудо. Один из современных богословов отец Александр Шмеман так рассуждает на эту тему: «Все, что мы знаем о любви, весь наш опыт ее, сколь бы он ни был ограничен, – указывает на ее потрясающую, действительно чудесную силу и возможности. В любви становится возможным то, что по-человечески кажется невозможным. В любви человек преодолевает свою естественную ограниченность и открывает еще один – высший – закон природы, который обычно остается скрытым от него. В любви узнает он, таким образом, ключ ко всем законам природы, последнюю их подчиненность человеку, его духу, его царственному достоинству. Чудеса без любви – обман и самообман, и их действительно нужно и можно отвергнуть. Но любовь есть чудо, и это чудо открывает нам чудесные возможности, не увидеть, не признать которые – значит ничего не увидеть и не понять на земле». Поэтому сегодня каждый из нас должен решить, а зачем лично мне, в этом месте, в данный момент моей жизни нужно такое чудо? Вот именно это чудо, зачем мне здесь и сейчас? Или и мы тоже ищем знамения ?..